О ПРИСТРАСТИИ К ЖИВОТНЫМ.
Грешно христианину бить, истязать и с
ненавистью относиться к животным, не
вынося даже, например близкого
присутствия некоторых из домашних
животных (кошек, собак и др.), но грешно
так же и излишнее пристрастие к ним,
когда люди слишком привязываются к
излюбленным животным и через то портят
свой нравственный характер.
Пристрастие к животным охлаждает в
человеке чувства доброты и сострадания
к людям, между тем как в любви к ближним
должна развиваться и доказываться
любовь наша к
Самому Богу (1
Иоанн 1—2).
Богач, в притче евангельской, питал от
своего стола псов, и не обращал
внимания на голодавшего Лазаря (Лук.
16, 20—21). Иные до
того привыкают к своей собаке, что ни
шагу не сделают без нее, ласкают, холят,
нежат, даже целуют ее (или другое какое-либо
животное) и в то же время ненавидят
людей, без всякой даже причины, - жалеют
потерявшуюся собачку, и без жалости беспокоят других для отыскания ее,
жестоко взыскивают за потерю ее,
плачут о падшем животном и никогда не
поскорбят о своих грехах! Все это очень
грешно!
Св.
Франциск Азизский
И в
настоящее время существует Орден
францисканской церкви, основанный св.
Франциском
Сердце Франциска было преисполнено
любовью, и его любовь к человеку
сопровождается и особенным образом
освещается его любовью ко всякой твари.
Нужно,
впрочем, иметь в виду, что эта любовь к
твари всегда имеет у него отношение к
Творцу. Что Франциск любуется видом
цветов, нас бы еще не удивило, -цветоводство
вообще составляло обычное занятие и
развлечение многих монахов. Франциску
цветы напоминают тот цветок, который
вырос, по словам пророка, из корня
Давида и благоухание которого тысячи
пробудило от смерти. Пчел Франциск
кормит зимою медом и вином, ибо их
искусная работа славит Творца.
Милосердие его к насекомым идет еще
далее: он поднимает червяков, ползущих
по дороге, и относит в сторону, и этот
также естественный порыв сострадания
он старается оправдать ссылкой на
Писание. Понятно, что особенную
нежность чувствует он к ягненку,
благодаря его символическому значению.
Чтобы выкупить ягненка, которого ведут
на бойню, он отдает свою зимнюю одежду,
в другой раз, когда у него самого ничего
нет, он убеждает проезжего торговца
выкупить для него ягненка, пасущегося
одиноко без матери в “неподходящем
обществе” среди коз и баранов, и отдает
его на воспитание монахиням, которые
потом присылают ему рясу, сделанную из
шерсти этого ягненка. Вообще он
жалостлив к молодым животным: зайчонка,
пойманного в сети и ему доставленного,
он нежно гладит, приговаривая: “Ах,
бедный зайчик, как это ты дал себя
обмануть!” и велит его далеко отнести в
лес. Большую рыбу, ему принесенную, он
тотчас пускает снова в воду.
Не одна только, впрочем, жалость к
животным руководит им: братскою
любовью, которую он вносит в отношения
к человеку, он обнимает и весь низший
мир творений.
Однажды
Франциск, проходя по Сполетской долине,
подошел к месту, на котором собралось
множество разных птиц: голубей, ворон и
воробьев. Франциск радостно подбежал к
ним, оставив своих спутников, так как он
был человек горячего сердца и питал
сильное чувство сострадания и любви
также к низшим и неразумным творениям.
Когда он к ним уже довольно приблизился
и увидел, что они его поджидают, то
приветствовал их обычным способом. И
немало изумившись, что птицы не
поднялись, чтобы улететь, как обычно, он
с великою радостью смиренно упрашивал
их, чтобы они послушали слово Божье. Он
говорил: “Сестрицы мои птички, вам
следует громко восхвалять Творца
вашего и всегда любить Того, Кто одел
вас перьями, дал крылья для полета и
снабдил всем, что вам нужно. Он сделал
вас благородными среди тварей своих и
указал вам жилище в чистоте воздуха. И
хотя вы не сеете и не жнете. Он при всей
вашей беззаботности вас охраняет и о
вас заботится”.
Существуют
рассказы, как птицы внимательно
слушали проповедника, вытянув шею,
распустив крылья и раскрыв клюв.
Франциск же ходил среди них взад к
вперед, прикасаясь полами одежды своей
к их головам и телу. Он благословил их
наконец и, осенив крестным знамением,
дал разрешение улететь в другое место.
С этого времени, Франциск, упрекая себя
в небрежности за то, что раньше этого не
делал, стал увещевать всякого рода
творения “славить и любить Творца”.
Пришедши однажды в местечко Алвиано,
в верховьях Тибра, для проповеди,
Франциск стал на возвышении и попросил
соблюдать тишину. Все затихли, и только
ласточки своим тревожным писком мешали
людям слушать Франциска. Тогда он
обратился к птицам со словами: “Сестрицы
мои ласточки, пора теперь и мне
говорить; вы уже довольно наговорились,
так слушайте слово Божие и будьте тихи.
и смирны, пока я не кончу”. И
ласточки, к изумлению всех, притихли и
сидели смирно пока проповедовал
Франциск.
Франциск был наделен даром впитывать
окружающую красоту мира, но после
отречения стал проникать в нее. Он стал
познавать богатства, дарованные
Всевышним. Он полагал, что разгневает
Создателя, если не оценит по
достоинству Его дары.
Пользоваться красивыми вещами
- не новость и
не достоинство; новым и достойным было
то, как пользовался ими святой Франциск.
И в самом деле, после обращения глаза
его открывались, словно у неграмотного,
научившегося читать, теперь на всем
видел он печать Бога - Создателя и
Спасителя: кусок дерева означал для
него крест; камень
- Иисуса Христа, названного в Писании
краеугольным камнем; цветы - тоже
Господа нашего, называемого лилией
долины, вода всегда означала Господа,
ибо исходила из источника жизни вечной,
и еще - чистые, кающиеся души; солнце
напоминало ему о Боге, оно было
символом истины.
Символическое видение мира вовсе не
вытесняло реального взгляда на вещи;
напротив, оно совершенствовало его,
делало более чувствительным и глубоким,
ибо взгляд уже не останавливался на
внешней видимости, но углублялся в
истоки. Это имело важные следствия.
Прежде всего, Франциск понимал, что
материальный мир не источник соблазна (как
считали до него многие аскеты), а
творение Божие, непрестанно обращающее
нас к Создателю - так произведение
напоминает о мастере и заставляет еще
больше любить его.
Во-вторых, святой Франциск,
наделенный способностью во всем, даже в
зверушках, растениях и камнях видеть
творения Отца всего сущего, никогда не
думал о них как о низших, но считал их
братьями и относился к ним с такой
любовью, такой почтительностью,
которой не был, наверное, наделен ни
один человек на свете.
Пожалуй, так чувствуют лишь добрые
дети, умеющие беседовать с животными и
растениями. Поэтому со святым
Франциском произошло то, чего не было
ни с кем,
- все, кто почувствовал его любовь,
сами полюбили его. Неизвестно, Франциск
ли постиг мудрость зверей или звери
поняли Франциска, почуяв его любовь и
расположение к ним. Они любили его,
доверялись ему, как тот зайчонок, фазан,
волк, сокол, птички, мало того, как цветы
и травы, вода и солнце. Они во имя Божье
беседовали с ним и
отвечали на его песни своими, ибо тому,
кто говорит:
“Возлюби Господа”, отвечает вся
Вселенная. Франциск не желал никому зла,
и все стремились не сделать зла и ему -
душа его, очищенная покаянием и
возвышенная любовью, приобрела право
царствовать над природой, которым
пользовался Адам в земном раю и утратил,
согрешив. Человеку, вновь ставшему
безгрешным, вторит все сущее в своей
невинности.
Интересна
легенда об “обращении святым
Франциском лютого волка в Агуббио”. В
окрестностях этого города появился
такой громадный, страшный и свирепый
волк, что он пожирал не только животных,
но и людей, так что граждане боялись его
и выходили из города только
вооруженные как на войну. Но несмотря
на это, те, которые встречались с волком,
не были в состоянии защититься.
Кончилось тем, что из страха перед
волком никто не решался выходить в
окрестности. Жалея жителей, Франциск
отправился отыскивать волка, хотя
граждане его очень уговаривали не
делать этого. Сопровождавшие его
вначале спутники из страха скоро
остановились на дороге, но Франциск
продолжал свой путь и увидел волка,
который бросился на него с открытой
пастью. Сделав знамение креста,
Франциск подозвал к себе волка и сказал
ему: “Брат ты мой волк, ты делаешь много
зла в этой стране и совершил много
великих злодейств, уничтожая и губя
творения Божьи без всякого права, и ты
не только умерщвлял и пожирал животных,
но имел дерзость убивать людей,
созданных по подобию Божьему, за это ты
достоин виселицы, как разбойник и
злейший душегубец, и весь народ кричит
и ропщет против тебя, и вся страна тебе
враждебна. Но я хочу, брат волк,
устроить мир между тобою и ими, чтобы ты
не обижал их больше, а они простили бы
тебе всякую прежнюю обиду, и чтобы ни
люди, ни собаки не преследовали тебя”.
И так как волк, склонив голову,
движениями хвоста и глазами выражал
свое согласие, то Франциск продолжал: “Так
как ты согласен, брат волк, заключить и
соблюдать этот мир, то я тебе обещаю,
что люди этой страны будут
удовлетворять все твои нужды, пока ты
будешь жив, так что ты никогда не будешь
страдать от голода, ибо я знаю, что ты с
голода делал все это зло”.
Так Франциск установил мир между
волком и людьми, потребовав
ручательства от волка, который вложил в
его руку свою лапу. Этот волк прожил в
Агуббио два года и ходил по домам из
двери в дверь, никогда никого не обижая
и не терпя ни от кого обиды, и люди
охотно давали ему пищу, а когда он
прохаживался по улицам и домам, никогда
ни одна собака не лаяла на него.
Наконец, после двух лет брат-волк умер
от старости, о чем граждане много
горевали, ибо, глядя на то, как кротко
волк прохаживался по городу, они лучше
вспоминали о добродетелях и святости
св. Франциска.
Использованы
мозаичные фрески из церкви в Табаго (Египет).
4-5 век н.э. |